Атезолизумаб в монорежиме стал первой одобренной в РФ иммунотерапевтической опцией для пациентов с местнораспространенным и метастатическим НМРЛ при невозможности проведения химиотерапии на основе препаратов платины, что открывает более широкие возможности для ослабленных пациентов (общее состояние по шкале ECOG, возраст, коморбидность)1,3
Исследование IPSOS показало, что двухлетняя общая выживаемость при применении атезолизумаба почти в два раза выше по сравнению с группой монохимиотерапии независимо от уровня экспрессии PD-L12
Министерство здравоохранения РФ одобрило применение атезолизумаба в качестве первой линии терапии местнораспространенного неоперабельного* и метастатического немелкоклеточного рака легкого (НМРЛ) при невозможности проведения химиотерапии на основе препаратов платины и при отсутствии EGFR или ALK геномной опухолевой мутации. Монотерапия атезолизумабом продемонстрировала более высокую эффективность по сравнению с химиотерапией независимо от уровня экспрессии PD-L1 и при различных гистологических подтипах опухоли (плоскоклеточный рак, аденокарцинома)1,2. Ранее у этой группы пациентов (с непереносимостью ХТ) иммунотерапия могла быть рекомендована только при уровне экспрессии PD-L1 ≥1% 3.
«Действительно, многие пациенты в силу возраста и сопутствующих заболеваний не могут переносить препараты платины в дозах, прописанных клиническими рекомендациями. Поэтому нам приходится идти каждый раз на какие-то компромиссы. Новое показание атезолизумаба дает новые терапевтические возможности и для такой сложной категории пациентов», — подчеркивает Лактионов Константин Константинович, д.м.н., профессор, первый заместитель директора ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина», заведующий онкологическим отделением лекарственных методов лечения (химиотерапевтическим) №3 ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина».
Более широкое применение атезолизумаба в качестве первой линии терапии НМРЛ было изучено в рамках открытого рандомизированного контролируемого исследования третьей фазы IPSOS у пациентов стадий IIIB или IV без выявленных мутаций EGFR и ALK, у которых согласно критериям (ECOG PS 2 или 3, или чей возраст составил 70 лет и старше с ECOG PS 0–1 с наличием значимых сопутствующих заболеваний или противопоказаний по отношению к комбинированной химиотерапии на основе препаратов платины) химиотерапия платиновым дублетом была признана неподходящим вариантом лечения. Данные этого исследования уникальны тем, что предоставляют информацию о возможностях иммунотерапии среди популяции пациентов, часто исключаемой из интервенционных клинических исследований, но часто встречаемой в реальной клинической практике.
Применение атезолизумаба достоверно привело к улучшению общей выживаемости (ОВ) по сравнению с монохимиотерапией (медиана общей выживаемости 10,3 месяца [95% ДИ 9,4–11,9] против 9,2 месяца [5,9–11,2]; стратифицированное отношение рисков (ОР) 0,78 [0,63–0,97], p=0,028) и почти двукратному увеличению 2-летней ОВ - 24,3% [95% ДИ 19,3–29,4] в группе атезолизумаба по сравнению с 12,4% (6,7–18,0) в группе химиотерапии несмотря на то, что более 50% пациентов в группе химиотерапии, которые были живы в течение 2 лет, получили в качестве последующих линий лечения иммунотерапию.
Атезолизумаб в первой линии терапии НМРЛ у пациентов с непереносимостью платиносодержащих комбинаций также способствовал удвоению частоты объективных ответов (ЧОО) и развитию более устойчивых ответов по сравнению с монохимиотерапией: значение ЧОО в группе атезолизумаба составило 16,9%, в группе химиотерапии — 7,9% [95% ДИ: 2,4 - 15,5], медиана длительности ответа (мДО) в группе атезолизумаба составила 14,0 мес [95% ДИ: 8,1- 20,3], в группе химиотерапии - 7,8 мес [95% ДИ: 4,8 - 9,7]2.
Об исследовании IPSOS
IPSOS — это глобальное, многоцентровое, открытое рандомизированное контролируемое исследование III фазы, в котором оценивались эффективность и безопасность монотерапии препаратом атезолизумаб в сравнении с монохимиотерапией у пациентов стадий IIIB или IV без выявленных мутаций EGFR и ALK, у которых согласно критериям (ECOG PS 2 или 3, или чей возраст составил 70 лет и старше с ECOG PS 0–1 с наличием значимых сопутствующих заболеваний или противопоказаний по отношению к комбинированной химиотерапии на основе препаратов платины) химиотерапия платиновым дублетом была признана неподходящим вариантом лечения.
Пациенты (n=453) были рандомизированы в соотношении 2:1 в две группы: приема 1200 мг атезолизумаба внутривенно каждые 3 недели или монохимиотерапии винорелбином (перорально или внутривенно) или гемцитабином (внутривенно), дозировки подбирались согласно локальным инструкциям по применению.
В качестве первичной конечной точки оценивался показатель общей выживаемости (ОВ). Ключевые дополнительные конечные точки включали в себя ОВ на 6, 12, 18 и 24 месяцев, выживаемость без прогрессирования (ВБП), частоту объективного ответа (ЧОО), длительность ответа, ОВ и ВБП у PD-L1-положительной подгруппы.
По результатам исследования IPSOS монотерапия атезолизумабом продемонстрировала статистически значимое улучшение общей выживаемости: медиана общей выживаемости составила 10,3 месяца [95% ДИ 9,4–11,9] против 9,2 месяца [5,9–11,2]; стратифицированное отношение рисков (ОР) 0,78 [0,63–0,97], p=0,028) . Преимущество по ОВ наблюдалось независимо от гистологического подтипа (плоскоклеточный и неплоскоклеточный немелкоклеточный рак легкого) и статуса PD-L1 экспрессии.
Применение атезолизумаба было связано с улучшением или поддержанием исходных показателей качества жизни, связанных со здоровьем, о которых сообщали пациенты, а также с меньшим количеством побочных эффектов, связанных с лечением 3—4 степени (49 [16%] из 300 против 49 [33%] из 147) и смертей, связанных с лечением (три [1%] против четырех по сравнению с ХТ [3%]).
Переносимость атезолизумаба соответствовала известному профилю переносимости препарата ранее, новых сигналов по безопасности выявлено не было2.
О немелкоклеточном раке легкого
Рак легкого является ключевой причиной онкологической смертности в мире4. Ежегодно заболевание уносит жизни около 1,8 млн человек; это более 4800 смертей каждый день4. Разделяют два основных типа заболевания — немелкоклеточный рак легкого (НМРЛ) и мелкоклеточный рак легкого. НМРЛ является наиболее распространенным, на него приходится около 85% всех случаев заболевания5.
О препарате атезолизумаб
Атезолизумаб представляет собой моноклональное антитело, направленное на взаимодействие с белком под названием PD-L1. Связываясь с PD-L1, экспрессируемым на опухолевых и на инфильтрирующих опухоль иммунных клетках, атезолизумаб предотвращает взаимодействие PD-L1 с PD-1 и B7.1. Блокируя PD-L1, атезолизумаб нормализует активацию Т-клеток. Атезолизумаб — противоопухолевый иммуноонкологический препарат, который потенциально может использоваться в составе комбинации с другими видами иммунотерапии, таргетными препаратами, а также различными химиотерапевтическими средствами в лечении широкого спектра злокачественных новообразований. Разработка препарата и программа его клинических исследований основаны на лучшем понимании взаимодействия иммунной системы с опухолями, а также на представлениях о возможностях более эффективного использования иммунной системы для борьбы с онкологическими заболеваниями.
Атезолизумаб зарегистрирован в Европейском Союзе, США, России и в других странах мира как в виде монотерапии, так и в комбинации с таргетной терапией и/или химиотерапией при различных формах немелкоклеточного и мелкоклеточного рака легкого, уротелиального рака, при PD-L1-позитивном метастатическом тройном негативном раке молочной железы, меланоме и гепатоцеллюлярной карциноме.
Roche в иммунотерапии рака
Более 50 лет компания Roche занимается разработкой инновационных лекарственных препаратов, которые обеспечивают значительный прогресс в лечении онкологических заболеваний. Сегодня компания активно инвестирует в разработку инновационных методов лечения, которые помогают собственной иммунной системе человека бороться с онкологическим заболеванием.
Подробнее узнать о подходе компании Roche к противоопухолевой иммунотерапии можно по
О компании Roche
Roche (Базель, Швейцария) — глобальная инновационная компания в области фармацевтики и диагностики, которая использует передовую науку, чтобы улучшить жизни людей. Roche — один из крупнейших в мире разработчиков и производителей биотехнологических лекарственных препаратов для лечения онкологических, аутоиммунных, инфекционных и неврологических заболеваний.
26 препаратов компании входят в российский перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) для медицинского применения. Согласно внутреннему ежегодному исследованию среди медицинского сообщества «Оценка опыта взаимодействия с фармацевтическими компаниями» Roche в России получила высокую оценку уровня партнерских отношений (83%). Roche вносит долгосрочный вклад в развитие медицины, науки, общественного здравоохранения и фармацевтической промышленности в России.
Ссылки:
* не подлежащего радикальной химиолучевой терапии
Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата атезолизумаб, ЛП-N=(001980) -(РГ-RU) от 12.09.2024
Lee SM et al. Lancet 2023;402(10400):451-463
Лактионов К. К., и соавт. Практические рекомендации по лекарственному лечению немелкоклеточного рака легкого. Практические рекомендации RUSSCO, часть 1. Злокачественные опухоли, 2023 (том 13), #3s2, стр. 42–65.
World Health Organization: GLOBOCAN 2020 – Lung Cancer: Estimated cancer incidence, mortality and prevalence worldwide. [дата доступа 25 сентября 2024]: http://gco.iarc.fr/today/data/factsheets/cancers/15-Lung-fact-sheet.pdf.
American Cancer Society: What Is Lung Cancer? [дата доступа 25 сентября 2024]: https://www.cancer.org/cancer/lung-cancer/about/what-is.html.
Контакты для СМИ
+7 495 229 29 99 / [email protected]
Контакты для СМИ
+7 495 229 29 99 / [email protected]
Данный веб-сайт содержит информацию для пациентов и специалистов в области медицины и фармацевтики России, и может содержать информацию по продукции Roche, по тем или иным причинам не доступную или не являющуюся официально утвержденной в вашей стране. Информация на данном сайте не должна использоваться для самостоятельной диагностики и лечения и не может быть заменой очной консультации врача.